Задержки в развитии у детей с синдромом Дауна – это био-психо-социокультурная проблема. И поэтому разрешена она может быть только тогда, когда детям предоставляют условия, соответствующие их возможностям развития.
В фильме рассказывается о десятерых детях, обучавшихся в институте Кристель Манске один час в неделю. Флориан, Давид и Миа, используя различные игрушки в совместно разделенной деятельности, развивали чувствительность всех пяти органов чувств и учились синхронизировать их работу при помощи речевого сопровождения.
Тимо и Шон с огромным интересом, как и положено дошкольником, изучали различные буквы как осмысленные звуки и писали их на компьютере. Задувая свечу, они говорили: «ФФФФ». Это действие отображалось на фото, рядом с которым была написана буква «Ф».
Помимо этого, для каждой буквы дети учили специальный жест2, символически отображающий соответствующее действие3. Такие жесты, управляющие движениями глаз и губ, помогают детям читать незнакомые тексты.
Несмотря на то, что Филипп страдал от аутистической симптоматики, он научился хорошо говорить.
Кристиан иногда швыряется стульями, ломает буквы и рвет свои рабочие папки. Он говорит: «Это из-за того, что я не способен учиться». Когда он пришел к нам, ему было 9 лет, и в школе он не выучил ни одной буквы. Он не является агрессивным ребенком, он просто чувствует отчаяние из-за тех ранящих условий, в которых ежедневно находится.
Кристиану очень нравится его собственная книга для чтения, поскольку благодаря ей он убеждается в том, что уже многому научился.
Марвин и Жозефина - дошкольники, но они уже читают и пишут слова. Они готовы к школе.
Мальте в свои 11 лет при помощи специальных жестов, обозначающих звуки, самостоятельно может написать такие сложные слова, как, например, «соковыжималка». В возрасте 9 лет, когда мальчик пришел к нам, он говорил настолько невнятно, что ничего нельзя было разобрать. Благодаря чтению он научился говорить полными и понятными фразами.
Фильм «Дайте нам жить, дайте нам учиться» - это обращенный к родителям, врачам и педагогам призыв организовать совместно разделенное обучение. Интеграция и инклюзия без таких форм обучения, которые позволяют развиваться каждому ребенку, могут привести только к изоляции. Совместно разделенное обучение ведет за собой развитие.