Концепция всегда является не более чем ориентиром и не претендует на то, чтобы быть истиной в последней инстанции. Чтобы обеспечить адекватное обучение, мы должны учитывать сущностные потребности детей. Мы можем сделать это, если обеспечим детей материалами и инструментами, соответствующими психологическим стадиям развития.
Благодаря этому, дети смогут проявить свои внутренние тенденции. Дети сигнализируют нам о том, что им нравится делать. И мы можем помочь им достигать их целей. Человеческое развитие не является линейным, но происходит скачкообразно, в смысле психической метаморфозы.
Скачки с одного психологического уровня на следующий носят характер кризисов. Они подают сигнал тревоги о том, что защитные механизмы перестраиваются. Эмбрион, младенец, малыш, дошкольник, школьник, подросток защищают себя автопоэтически - в смысле самоорганизации - в соответствии с имеющейся у них биопсихосоциальной конституцией.
Основоположником теории кризисов является Л. С. Выготский, теорию самоорганизации (автопоэзиса) представляют У. Матурана и Ф. Варела.